4 февр. 2012 г.

Միակ ճշմարիտ իմաստությունը գիտենալն է, որ դու ոչինչ չգիտես....Սոկրատես



Գույնզգույն ողջույններս սիրելի ընթերցողներ: Այսօր մեծ ցանկություն ունեմ ձեզ ներկայացնելու Անդրե Մորուայի հիասքանչ ստեղծագործություններից մեկը: Կարծում եմ շատերիդ կհետաքրքրի այս փոքրիկ հրաշքը` մի մասնիկը նրա հրաշալի գրքից: Ես չեմ թարգմանել հայերեն և ուզում եմ ներկայացնել ռուսերեն տարբերակը: Թող բոլորը ներեն ինձ այս հանդգնությանս համար, ուղղակի ես ավելի ճիշտ համարեցի թողնել ռուսերեն, որպեսզի կարդալուց համն ու հոտը չկորչի: Ես չեմ ասում, թե հայերենը աղքատ լեզու է, ո՛չ, ո՛չ: Ուղղակի ես չեմ կարող այնպես թարգմանել, ինչպես դա արել է դրա վարպետը` չկորցնելով ստեղծագործության ոչ մի մասնիկ:
Եվ այսպես, ձեզ եմ ներկայացնում հատված Անդրե Մորուայի  <<Նամակներ անծանոթուհուն>>` <<Письма незнакомке>>  գրքից` <<Ապրելու գիտության մասին բաց նամակ երիտասարդ մարդուն>>` <<Открытое письмо молодому  человеку  о науке жить>>  մասից մի հատված`<<Մի կնոջ մասին, ով ամեն ինչ գիտի>>` <<О даме, которая все знает>> վերնագրով.
  -- Как! Вы мой сосед, доктор?
     -- Да, один из двух ваших соседей, сударыня.
     -- Я в восторге,  доктор; мне давно уже не удавалось спокойно поболтать
с вами.
     -- Я тоже очень рад.
     -- Мне надобно  получить у вас уйму советов, доктор... Это не будет вам
в тягость?
     -- Говоря по правде, сударыня...
     -- Прежде всего моя бессонница...  Помните, какая у меня бессонница? Но
что я вижу, доктор? Вы принимаетесь за суп?
     -- А почему бы нет?
     -- Да  вы  с ума  сошли!  Нет ничего  вреднее для  здоровья,  чем поток
жидкости в начале трапезы...
     -- Помилуйте, сударыня...
     --  Оставьте  подальше  этот  крепкий  бульон,  доктор,  прошу  вас,  и
давайте-ка  вместе  изучим меню...  Семга годится...  В  рыбе  много белков.
Пулярка тоже... Так-так, нужный нам витамин "A" мы получим с маслом; витамин
C -- с фруктами... Вот витамина B вовсе нет... Какая досада! Вы не находите,
доктор?
     -- На нет и суда нет.
     --  Скажите, доктор, сколько  нужно ежедневно калорий женщине, которая,
как я, ведет деятельный образ жизни?
     -- Точно не скажу, сударыня... Это не имеет ровно никакого значения.
     -- Как  это не имеет никакого  значения?  Вы еще, пожалуй, скажете, что
уголь не имеет никакого значения для паровоза, а бензин -- для автомобиля!..
Я веду  такой  же образ жизни, как  мужчины,  и  мне необходимы  три  тысячи
калорий, не то я захирею.
     -- Вы их подсчитываете, сударыня?
     -- Подсчитываю ли я их!.. Вы, видно, шутите, доктор?..  У меня всегда с
собой таблица... (Открывает сумочку. ) Смотрите, доктор... Ветчина -- тысяча
семьсот  пятьдесят  калорий в  килограмме...  Цыпленок -- тысяча  пятьсот...
Молоко -- семьсот...
     -- Превосходно. Но как узнать, сколько весит это крылышко цыпленка?
     -- Дома  я требую взвешивать все порции. Тут, в гостях, я прикидываю на
глазок... (Она издает вопль. ) Ах, доктор!
     -- Что с вами, сударыня?
     --  Умоляю вас, остановитесь!.. Это  так  же непереносимо, как  скрежет
ножа, как фальшивая нота, как...
     -- Да что я сделал, сударыня?
     --  Доктор,   вы   смешиваете  белки  с   углеводами...   Ах,   доктор,
остановитесь!..
     -- Эх! Шут меня побери, я ем то, что мне подают...
     --  Вы! Знаменитый врач!..  Но ведь вы прекрасно  знаете,  доктор,  что
обычная трапеза рядового француза  -- бифштекс с  картофелем  --  это  самый
опасный яд, какой только можно приготовить?
     -- И тем не менее рядовой француз благополучно здравствует...
     --  Доктор, да  вы  сущий еретик... Я с вами  больше не разговариваю...
(Чуть слышно. ) А  кто мой другой сосед? Я  слышала его  фамилию,  но он мне
незнаком.
     -- Это важный чиновник из министерства финансов, сударыня.
     -- Правда?  Как интересно! (Энергично  поварачивается направо.) Как там
наш бюджет, сударь? Вы уже свели концы с концами?
     -- Ах, сударыня,  смилуйтесь... Я сегодня  битых восемь часов говорил о
бюджете... И надеялся, что хоть за обедом получу передышку.
     -- Передышку!.. Мы вам дадим ее тогда, когда вы утрясете наши дела... И
ведь это так просто.
     -- Так просто, сударыня?
     -- Проще простого... Наш бюджет составляет четыре триллиона?
     -- Да, приблизительно так...
     -- Превосходно... Урежьте все расходы на двадцать процентов...
     (Врач   и   финансист,   точно   сообщники,   обмениваются  за   спиной
дамы-всезнайки взглядом,  полным отчаяния.) У  вас, моя драгоценная, хватает
здравого смысла ничего не знать. Вот почему вы все угадываете. Прощайте.
Իսկ վերջում ուղղակի կավելացնեմ մի բան.
-Անիմաստ տեղը ամեն տեղ մի դիր քեզ գիտունիկի տեղ: Այնտեղ , որտեղ հարկավոր է, քո ուղեղը կփայլի առանց քո ավելորդ ջանքերի: Իսկ եթե չի փայլի, ուրեմն դու ոչինչ չգիտես, այն ոլորտից, որի մասին խոսվում է,ու ջանքերդ քեզ չեն օգնի: Ավելի լավ է ձայն չհանես, քան հիմար դրության մեջ հայտնվես:
Հարգանքներով` Գունավորիկ

1 комментарий:

  1. kam`
    -Ես գիտեմ,որ ոչինչ չգիտեմ,-ասում էր Սոկրատեսը,-բայց մարդիկ երևակայում են ,որ նրանք ինչ -որ բան գիտեն...Ահա և ստացվում է ,որ իմանալով իմ չգիտենալը ,ես ավելի շատ գիտեմ ,քան մնացած բոլորը... :))

    ОтветитьУдалить